Зачем нужно моторное масло?

общий обзор
Моторное масло для дизельных и бензиновых двигателей. Классификации масел.
Моторное масло — это жизненно важный элемент двигателя внутреннего сгорания, который выполняет множество функций для надежной и долговечной работы автомобиля.
Основное назначение моторного масла — смазывать движущиеся части двигателя, снижая трение и износ деталей. Масляная пленка толщиной всего в несколько микрон предохраняет металлические поверхности от прямого контакта, предотвращая повреждения.
Кроме того, масло выполняет следующие важные задачи:
  1. Обеспечивает охлаждение деталей, отводя до 40% тепла, образующегося в моторе.
  2. Защищает от коррозии и агрессивных продуктов сгорания.
  3. Поддерживает двигатель в чистоте, унося и задерживая загрязнения и металлические частицы в масляном фильтре.
  4. Обеспечивает уплотнение зазоров между поршнями и цилиндрами, улучшая компрессию.
  5. Помогает обеспечить легкий запуск двигателя при низких температурах.
  6. Снижает шум и вибрацию двигателя.
  7. Нейтрализует кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя.
Без масла двигатель быстро выйдет из строя — контакт металла с металлом приведет к перегреву и механическим поломкам всего за несколько минут работы без смазки.

Виды масел (по базовому маслу)

Основу любого моторного масла составляет базовое масло, которое может быть минеральным, синтетическим или полусинтетическим.
  • Минеральные масла получают путём очистки и перегонки сырой нефти. Они более доступны по цене, но имеют ограниченные эксплуатационные характеристики, быстро теряют свойства при высоких температурах и плохо работают в холодном климате.
  • Синтетические масла производятся с применением химического синтеза (например, полиальфаолефины — ПАО), обеспечивая высокую стабильность вязкости, отличную защиту при экстремальных нагрузках и оптимальную работу двигателя в любых температурных условиях.
  • Полусинтетические масла — это смеси минеральных и синтетических масел, комбинирующие доступную цену минеральных и улучшенные свойства синтетических основ.
Выбор типа масла зависит от возраста и состояния двигателя, условий эксплуатации и требований производителя автомобиля.

Классификации масел по API

Американский институт нефти (API) разработал одну из самых популярных и распространённых систем классификации моторных масел, которая ориентирует потребителей и производителей на уровень качества и сферу применения масел.
Масла разделены на две основные категории в зависимости от назначения:
Категории «S» — для бензиновых двигателей (Service)
  • Категории обозначаются буквами, начиная с «S» (от слов Service или Spark-ignition — бензиновые двигатели), с последующим увеличением буквы, отражающей развитие и улучшение качества масла:
  • SJ (стандарты 1996 г.)
  • SL (2001 г.)
  • SM (2004 г.)
  • SN (2010 г.)
  • SP (2020 г.) — современная категория с усиленной защитой от нагаров, коррозии и высокой окислительной стабильностью.
  • SQ (2024 г.) - новейший стандарт. Разработан для современных бензиновых двигателей с технологией турбонаддува и непосредственного впрыска топлива (TGDI).
  • Каждая следующая категория совместима с предыдущими, добавляя новые требования для защиты современных двигателей, снижение расхода масла, улучшение работы систем контроля выбросов и экономии топлива.
Категории «C» — для дизельных двигателей (Commercial)
  • Эти масла предназначены для тяжелонагруженных дизельных двигателей с разными уровнями экологичности. Обозначаются буквой «C» (Commercial или Compression-ignition) и следующим за ней номером или буквой:
  • CA, CB, CC, CD — устаревшие категории для старых дизельных моторов
  • CE, CF, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4 — более современные типы масел с учетом требований к последующим поколениям дизельных двигателей, включая нормы Euro и Tier для экологичности.
  • CK-4 и FA-4 — самые современные категории, отличающиеся улучшенной защитой, оптимизированной вязкостью и соответствием актуальным нормам выбросов.
  • Категории также совместимы по нисходящей, то есть масло с высоким классом качества может применяться в двигателях, требующих более ранних допусков.
Подробный разбор всех категорий и их применение в различных типах двигателей мы будем рассматривать в отдельной статье.
Эта классификация позволяет автолюбителям и специалистам выбирать масло, максимально соответствующее техническим требованиям двигателя и условиям эксплуатации.

Классификации масел по SAE

Классификация моторных масел по SAE (Society of Automotive Engineers) — одна из основных систем, определяющих вязкость масла в зависимости от температуры и условий эксплуатации.
Вязкость — это показатель текучести моторного масла, который влияет на способность масла создавать прочную масляную пленку и защищать двигатель от износа. Вязкость меняется с температурой: при высоких температурах масло становится менее вязким, а при низких — густеет.
Основные принципы классификации SAE
  • Масла делятся на зимние и летние классы вязкости.
  • Зимние масла имеют маркировку с буквой W (Winter) и числом, указывающим минимальную температуру, при которой масло сохраняет текучесть и способно эффективно смазывать двигатель. Примеры зимних классов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Чем меньше число перед W, тем лучше масло работает при низких температурах.
  • Летние масла обозначаются числом без буквы, которое отражает вязкость при температуре 100 °C (рабочая температура двигателя). Примеры: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. Чем выше число, тем более вязкое масло и лучше оно защищает двигатель при высоких нагрузках и температурах.
Более подробное и технически глубокое раскрытие классов SAE, включая параметры динамической и кинематической вязкости, температурные границы и лабораторные тесты, мы будем разбирать в отдельной специализированной статье.

Классификации масел по ACEA

Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) разработала классификацию моторных масел, которая учитывает современные требования к двигателям легковых и коммерческих автомобилей в Европе. Эта система направлена на обеспечение максимальной защиты двигателя, совместимости с экологическими системами очистки и эффективности при разных режимах работы.
Основные группы в классификации ACEA
  • Группа A/B — масла для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей легковых автомобилей и легкой коммерческой техники. Эти категории объединили ранее раздельные классы A и B с учетом схожих требований.
  • Группа C — специализированные масла для бензиновых и дизельных двигателей с системами нейтрализации выхлопных газов (DPF, катализаторы), характеризующиеся пониженным содержанием сульфатной золы, фосфора и серы (Low SAPS).
  • Группа E — предназначена для тяжелых дизельных двигателей коммерческого транспорта с высокими нагрузками.
Категории в группе A/B:
  • ACEA A1/B1 — энергосберегающие маловязкие масла для экономии топлива. Используются в специализированных двигателях с рекомендацией производителя. Категория уже устарела и заменена новыми классами.
  • ACEA A3/B3 — масла с высокой стабильностью, для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации, обеспечивающие продленный интервал замены.
  • ACEA A3/B4 — схожа с A3/B3, но предназначена для двигателей с непосредственным впрыском топлива и дизелей с прямым впрыском.
  • ACEA A5/B5 — маловязкие, энергоэффективные масла для экономии топлива с длительным сроком службы.
Категории в группе C:
  • C1, C2, C3, C4 — масла для двигателей с системами очистки выхлопных газов, отличающиеся степенью очистки и уровнем защиты сажевых фильтров, а также вязкостными характеристиками.
Обновления стандарта ACEA
Стандарты ACEA регулярно обновляются с добавлением новых категорий и уточнением характеристик для соответствия современным требованиям и экологическим нормам. На упаковке масло маркируется соответствующим кодом, например, ACEA A3/B4 или ACEA C3, что помогает быстро определить назначение и качество масла.
Подробный разбор стандартов ACEA, технических требований к ним и рекомендации по выбору масел для различных типов двигателей мы будем развертывать в отдельной детальной статье.
Made on
Tilda